ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАВОДСКАЯ КОНЮШНЯ — государственная организация в Российской империи, имеющая целью улучшение коневодства.
   Предшественникам Государственных заводских конюшен в России были земские конюшни, основанные на основании Указа от 11 марта 1843 г. "О нормативном расписании земских конюшен в губерниях", в котором объявлено об учреждении 24 земских конюшен, в каждой из которых должно было стоять по 60 жеребцов-производителей.
   В 1844 г. земская конюшня появилась и в Курске.
   Содержалась за счет "общего земского сбора" Курской губернии.
   Жеребцы поставлялись сюда из государственных конных заводов. Земская конюшня подчинялась губернскому комитету, в состав которого, помимо должностных чиновников, входили трое дворян-коннозаводчиков и управляющий земской конюшней.
   Конюшня предназначалась для обслуживания частных владельцев лошадей из числа дворян, мещан и крестьян.
   В мае 1886 г. Департамент государственной экономики Госсовета учредил Курскую Государственную заводскую конюшню с комплектом в 60 жеребцов.
   Размещалась конюшня на ул. Кондыревской (ныне ул. Димитрова в здании, где размещается "Завод упорных подшипников").
   Специалисты конюшни занимались в основном племенной работой.
   В первые годы Советской власти активно увеличивалось поголовье лошадей в колхозах и совхозах, поэтому возросла и роль Государственной заводской конюшни.
   По инициативе Курской конюшни (в 1936) создали Щигровский рассадник рысистых лошадей. Так появилась новая форма в государстве на развитие массового коневодства.
   В начале 1960-х гг. Государственная заводская конюшня из Курска перевели в пос. Степной Лебяженского сельсовета Курского района. Государственная заводская конюшня, не меняя своей основной функции, поддерживала развитие конного спорта. Выращенные на ней лошади выступали с наездниками на Курском и др. ипподромах.
   Поскольку соревнования проходили часто, стало неудобно перегонять каждый раз лошадей из Степного в Курск и обратно. К тому же (в 1964) по приказу Министерства сельского хозяйства РСФСР Курская Государственная заводская конюшня объединена с Курским ипподромом и к 1970 г. окончательно переместилась в Курск, где на территории ипподрома были построены к тому времени конюшни со специальными помещениями для лошадей (денники), а также бытовки для наездников и кладовки для зернофуража.
   В Курской Государственной заводской конюшне с ипподромом в настоящее время (1998) содержатся как племенные лошади (верховые, рысистые, тяжеловозные), так и беговые.
   В 1996 г. насчитывалось 20 племенных лошадей и 50 беговых. К ним в последние два года прибавились 20 лошадей отряда конной милиции, которая арендует часть конюшни. Г. з. к. обслуживает всю область.
   Помимо племенной работы, наездники проводят испытания рысистых лошадей на ипподроме (участвуют со своими питомцами в бегах), работники конюшни производят также таврение (нумерацию) лошадей и их паспортизацию.
   До недавнего времени с деятельностью Государственной заводской конюшни было связано еще одно направление: проведение на ипподроме аукционов (выставки-продажи лошадей).
   До 1992 г. Курская Государственная заводская конюшня принимала активное участие в животноводческих выставках на территории областной ВДНХ.

   Т. А. Грива, А. С. Половинкин

   Ист.:
   Н. Зезюлинский. Историческое исследование о коннозаводском деле в России. СПб, 1889 -1893.
   И. К. Мердер. Исторический очерк русского коневодства и коннозаводства. СПб, 1897.
   Указы и правительственные распоряжения, относящиеся до государственного коннозаводства и коневодства в России за 260 лет, с 1649 по 1909. СПб, 1910.
   Е. В. Кожевников, Д. Я. Гуревич. Отечественное коневодство (История. Современность. Проблемы). М., ВО "Агропромиздат", 1990.

На главную страницу